top of page
pervaya-mirovaya-vojna.jpg
1918 ГОД В СУДЬБАХ ПРИДНЕСТРОВЬЯ, РОССИИ И МИРА. СТО ЛЕТ НАЗАД ЗАВЕРШИЛАСЬ ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

В Приднестровском госуниверситете сегодня прошла республиканская научно-просветительская конференция «1918 год в судьбах Приднестровья, России и мира». Она была посвящена 100-летию окончания Первой мировой войны. ИСПИРР стал ее соорганизатором.

 

Список выступлений открыл доклад заведующего кафедрой отечественной истории ПГУ Николая Бабилунги о двойственной политике Румынии в период 1914-1918 годов. «И правительство, и все румынское общество очень внимательно следило за разворачивающейся мировой бойней, тщательно взвешивая, кто будет победителем, к кому же примкнуть и в какой момент следует это сделать», - отметил приднестровский историк.

 

По его словам, в ту пору в румынских газетах преобладали мнения, сводившиеся к следующему: «обманем всех», «вступим в войну после победы, но перед заключением мира». «В таком плане рассуждали и те, кто стоял за Антанту, и те, кто поддерживал Германию», - рассказал Николай Бабилунга, добавив, что эта двойственность проявлялась и в практических шагах, когда Румыния снабжала зерновым хлебом обе воюющие стороны.

 

Дело окончилось вступлением Бухареста в войну на последних этапах на стороне Антанты, куда входила и Россия, а затем вероломством в отношении Бессарабии и Буковины, которые Румыния захватила, пользуясь смутой и начинавшейся в России гражданской войной.

 

«Россия, открыв румынский фронт для спасения остатков румынского государства, вынуждена была ослабить юго-западный фронт и остановила движение армии генерала Брусилова, который мог нанести смертельный удар по Австро-Венгрии, а там бы и Германия была бы выведена из войны. И в качестве благодарности за такое бескорыстие Румыния, оккупированная немцами и австрийцами, захватывает у России изрядный кусок ее территории, который никому в мире не приходило в голову объявлять румынской землей», - подчеркнул ученый.

 

Доцент кафедры отечественной истории ПГУ Петр Шорников остановился на теме «белого подполья» в русских войсках Румынского фронта. По его словам, оно, видимо, существовало уже с конца 1916 года.

 

К подполью были причастны люди, которые потом сыграли важную роль в Белом движении – полковник Дроздовский, генерал Омельянович-Павленко, генерал Архангельский.

 

Петр Шорников обратил внимание на то, что на Румынском фронте не так ощущалось разложение русской армии в результате революционных событий 1917 года, и, возможно, в этом была заслуга и «белого подполья».

 

Доклад заведующего кафедрой всеобщей истории, археологии и этнологии ПГУ Вячеслава Содоля был посвящен трансформации церковной жизни Бессарабии и Приднестровья под влиянием Первой мировой войны. Ученый отметил, что  в начале войны и миряне, и местное духовенство  испытывали значительный эмоциональный подъем. Были созданы духовный комитет, а также духовный отряд из священнослужителей, который должен был не только окормлять русских солдат на поле боя, но и оказывать первую санитарную помощь. Духовенство проводило сбор пожертвований на военные нужды, создавало предприятия, полезные военнослужащим действующей армии, открывало лазареты для раненых. По инициативе архиепископа Кишиневского и Хотинского Платона в это время был учрежден Бессарабский сиротский приют для детей воинов-участников войны.

 

Революционные события 1917 года существенно изменили положение институтов Русской православной церкви как в центре, так и на местах, в частности, на юго-западе России. «Демократические преобразования в стране затронули и церковь, что выразилось в чрезвычайной активности низовых звеньев церковной иерархии – прежде всего приходского духовенства. В церковную жизнь были вовлечены широкие круги мирян», - добавил Вячеслав Содоль.

 

Однако из-за ослабления центральной власти в государстве ослаблена оказалась и церковь, чем не преминула воспользоваться Румыния, отторгнувшая каноническую часть РПЦ – епархию Кишиневскую и Хотинскую. И это было только началом серьезных испытаний для православной церкви в крае.

 

Директор ИСПИРР Игорь Шорников подчеркнул, что «тема истории церкви начала XX века сейчас приобретает особую актуальность на фоне нового церковного раскола на Украине».

 

Заведующий филиалом «Музей боевой славы города Бендеры» бендерского историко-краеведческого музея Владимир Перстнев представил свою новую монографию – «Бендерская оборона 1918 года: взгляд через столетие». Она заполняет пробел в исторической науке. «Когда я принимался за эту работу, то обнаружил, что по Бендерской обороне (бендерчане в 1918 году фактически не позволили румынской армии перейти Днестр – прим. ред.), собственно, ничего не написано», - отметил автор.

 

Доцент кафедры всеобщей истории, археологии и этнологии ПГУ Лариса Чащина рассказала о воинской иконе периода Первой мировой войны Августовской Божией матери, а историк Александр Булгаков – об участии трех бендерских полков (55-ого пехотного Подольского, 191-ого пехотного Ларго-Кагульского и 251-ого Ставучанского) в сражениях на фронтах Первой мировой.

 

По итогам научной конференции предполагается издать сборник материалов.

bottom of page