КОАЛИЦИЯ, КОТОРАЯ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛА. ЭКСПЕРТЫ ПОГОВОРИЛИ О ТОМ, ЧЕМ МОЖЕТ СТАТЬ ДЛЯ МОЛДОВЫ 2020 ГОД
Ноябрьское заседание дискуссионного клуба ИСПИРР было посвящено итогам местных выборов, последствиям внутриполитического кризиса и появлению правительства Иона Кику в Молдове. Участники клуба высказали свои предположения о том, как может развиваться ситуация дальше и как она отразится, в частности, на Приднестровье. По скайпу к обсуждению присоединился эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Александр Гущин.
«ИГЛА - В РУКАХ ДЕМОКРАТОВ»
Заместитель директора ИСПИРР Андрей Моспанов представил анализ того, как изменились «плюсы» и «минусы» в расстановке основных сил в РМ. По его словам, Партия социалистов, сделав за последний месяц крупные политические приобретения, среди которых мэрия Кишинева, а также миноритарное правительство, состоящее из выдвиженцев президента Игоря Додона, одновременно получила и ряд слабостей. Среди них – зависимость от Демпартии, проголосовавшей за кабинет Иона Кику; настороженное отношение со стороны Европейского союза. Есть также угроза потери политической репутации – под давлением ДПМ, правых и унионистов, которые совершенно никуда не делись, ПСРМ вынуждена будет «пятиться назад» - отказываться, например, от своих планов ввести в учебные планы курс истории Молдовы, от сворачивания программ сотрудничества с НАТО и т.д. Судя по последним заявлениям, это уже происходит.
Кроме того, в адрес социалистов, которые увязнут в социально-экономической повестке, наверняка будет нарастать критика со стороны не только правых, но и левых – «Нашей партии», партии «Шор» и формирующегося Гражданского конгресса.
Блок ACUM, по словам Моспанова, получит все выгоды, связанные с уходом в оппозицию. К осени 2020 года, когда должны состояться президентские выборы, все ошибки правительства Майи Санду будут уже обнулены. При этом в руках ACUM останется моральная инициатива в том, что касается реформы системы правосудия. Однако у правого блока есть и проблемы, и, пожалуй, главная из них – это сохранение его внутреннего единства.
Главным бенефициаром истории с назначением правительства Кику заместитель директора ИСПИРР считает Демократическую партию. ДПМ получила контроль над миноритарным правительством ПСРМ без ответственности за результаты его работы. От голосов Демпартии зависит и возможность отстранения этого правительства. «Это как в русских сказках – есть Кощей, а есть смерть Кощеева на кончике иглы. В данном случае игла в руках демократов», - сказал Моспанов.
Кроме того, по его словам, у ДПМ теперь есть время на то, чтобы в благоприятных условиях реформировать и укрепить партию, вновь получить легитимацию в глазах ЕС, подготовиться к вероятным досрочным парламентским выборам по пропорциональной системе и выйти из них с наименьшими потерями.
Перед правительственным кризисом Демпартия одержала еще одну важную победу – по итогам двух туров местных выборов получила первое место по числу мандатов примаров, напомнил замдиректора ИСПИРР.
Он полагает, что вероятность досрочных парламентских выборов в Молдове будет зависеть от консенсуса между ЕС и США. «И там, и там, как кажется, через какое-то время готовы будут одобрить коалицию блока ACUM и ДПМ. Однако для многих в ЕС важно, чтобы ДПМ прошла дополнительное «очищение» через выборы по пропорциональной системе и стала младшим, а не равным партнером для ACUM, в то время как для США все это может оказаться не столь существенным», - предположил Андрей Моспанов.
Влияние геополитических игроков на молдавскую внутреннюю политику, по его мнению, в 2020 году будет не меньшим, чем в 2019-м. Задача ПСРМ и России при этом – сохранить миноритарное правительство как минимум до президентских выборов, заключил представитель ИСПИРР.
«СКЕЛЕТОВ В ШКАФУ ОЧЕНЬ МНОГО»
Российский эксперт Александр Гущин считает, что молдавская политическая система по-прежнему нуждается в самом серьезном очищении – точно так же, как и два, и три года назад. Коалиция ПСРМ – ACUM, просуществовавшая пять месяцев, в этом плане ничего не изменила.
По словам Гущина, сегодня в Молдове фактически создан альянс ПСРМ – ДПМ, маскирующийся под «технократическое» правительство. «То есть произошла реинкарнация того союза, который обсуждался еще после парламентских выборов в феврале. Мы помним, как много, в том числе и в России, говорилось о минусах режима Владимира Плахотнюка. И вдруг некоторые люди, которые были яркими представителями того режима, оказываются в новом кабинете под технократическими лозунгами», - сказал эксперт РСМД.
Он солидарен с мнением, что после назначения правительства Кику Демпартия получила «золотой голос» в молдавском парламенте, и теперь именно она в перспективе может решать, сохранять ли этот кабинет или же создать коалицию с блоком ACUM. «У меня есть большие сомнения, что ситуативный союз ПСРМ-ДПМ будет очень долгим», - добавил Гущин.
Согласен он и с тем, что блок ACUM, уйдя в оппозицию, на самом деле оказался в хорошем положении с точки зрения среднесрочных перспектив. «Выигрыш ПСРМ – тактический, но не стратегический. А если смотреть стратегически, то у тех людей, которые ушли и которые явно будут участвовать в следующих выборах, есть все возможности. При западной поддержке они смогут очень эффективно обвинять нынешнюю де-факто коалицию во всех экономических неудачах и главным образом в коррупции, потому что мы знаем, что скелетов в шкафу у тех, кто сейчас находится у власти, очень много», - отметил российский политолог. По его словам, с точки зрения стратегии и победа ПСРМ на выборах генпримара Кишинева – это на самом деле не такой большой успех.
В целом же, как сказал Александр Гущин, последние события продемонстрировали: «глубинное государство» в Молдове оказалось пока сильнее того одномоментного решения больших внешних игроков, в результате которого в июне и возникла коалиция ПСРМ с ACUM. «Еще раз подтвердился тот факт, что внешнего влияния недостаточно без коренного желания самого общества участвовать в политическом процессе», - подчеркнул российский эксперт. Он также высказал мнение, что России в РМ стоит поддерживать не только социалистов, но и другие левые силы.
«ВОЖДЯ НЕТ – ВИНЕГРЕТ РАСПАДЕТСЯ»
Президент Ассоциации молодых экспертов Молдовы Александр Кориненко констатировал: в Молдове сегодня уже фактически началась президентская кампания. И Игорь Додон стартовал в ней, представив свое правительство. «В Молдове всегда есть запрос на сильного лидера, и Додон демонстрирует: это мое правительство, это мои советники, ставшие министрами, и я здесь хозяин. Новый премьер-министр [Ион Кику] – человек без политических амбиций. Его задача – показать определенные успехи в экономике и социальной сфере, и я думаю, что за год у него это получится», - сказал Кориненко.
Он как раз не разделяет ту точку зрения, что Демпартия по итогам голосования за кабинет Кику получила «золотую акцию» и решающий голос в молдавской политике. По словам эксперта, ДПМ понимала, что досрочные парламентские выборы ей сейчас совсем невыгодны. Также депутаты от ДПМ хотят сохранить тот бизнес, который у них есть. Этими соображениями и был обусловлен их союз с социалистами при выражении вотума доверия новому правительству.
Будущее Демпартии, считает Александр Кориненко, остается не очень ясным. «Она была построена как Австро-Венгерская империя: это винегрет, собранный из различных политических сил вождистского типа. Сейчас он держится на совместных интересах. Но вождя [Владимира Плахотнюка] нет – винегрет распадется», - предположил он.
Глава Ассоциации молодых экспертов скептически отозвался и о перспективах экс-премьера Майи Санду. «Даже несмотря на поддержку ЕС и США, она уже, скорее всего, никогда не займет никакого высшего государственного поста в Молдове. У нее было пять месяцев в правительстве, за которые она не продемонстрировала ровным счетом ничего», - заметил Кориненко, добавив, что блок ACUM «завалил и расследование с кражей миллиарда». «Миллиард никогда не вернется, это уже популизм», - убежден он.
При всем этом Партия действия и солидарности Майи Санду может поглотить партию «Достоинство и правда» Андрея Нэстасе, который после падения Владимира Плахотнюка «так и не нашел себя в молдавской политике». «Если он и в ближайшее время себя не найдет, то, в сущности, его политическая карьера окончена», - считает Александр Кориненко.
«ПОЛУЧАТ ПО БАНКЕ ПИВА И ПО ПАЛКЕ»
Исполнительный директор Молдавского филиала Изборского клуба Владимир Букарский обратил внимание на то, что в большое будущее «гибридной» коалиции ПСРМ и блока ACUM все-таки мало кто верил. Он полагает, что «акумовцы» изначально рассматривали социалистов «в качестве «коровы», «консервов», которыми надо при первой возможности воспользоваться, употребив их в пищу». «Целью ACUM было создание румынской модели в системе юстиции, при которой генпрокуратура превратилась бы в орган политической расправы и давления на неугодных. В Румынии так фактически была уничтожена Социал-демократическая партия. Социалисты поняли эту игру и отказались в ней участвовать, то есть играть роль консервов. Результатом стала отставка правительства [Майи Санду]», - рассказал Букарский.
По его словам, были опасения, что «западные посольства быстро организуют коалицию ДПМ и ACUM, потому президент Додон сыграл на опережение, выдвинув миноритарное правительство».
Молдавский журналист и телеведущая Елена Левицкая-Пахомова полагает, что после утверждения кабинета Иона Кику у РМ «есть уникальный шанс получить финансирование как с Запада, так и с Востока».
Говоря о составе нового молдавского правительства, она заметила, что «больше всего не завидует министру образования Корнелиу Поповичу». «Он историк по образованию и курировал проект «История Молдовы» - это те фильмы, над которыми я работала. Он не раз высказывал свою позицию [относительно изучения в школах истории Молдовы, а не Румынии], и сейчас ему приходится наступать себе на горло из-за унионистских сил, которые малочисленны, но очень активны. Лозунги типа «Они пытаются смести нашу «Историю румын»!» могут быть приговором даже всему тому хорошему, что сделает правительство. У нас лозунги всегда важнее дел», - посетовала Левицкая-Пахомова.
Профессор истории Николай Бабилунга убежден, что социалистам не позволят внести какие-либо изменения в систему преподавания исторических дисциплин в Молдове. «Если сейчас отказаться от «Истории румын», то соберут пэтэушников, которые получат по банке пива, по палке или по камню в руки и пойдут делать очередную мамалыжную революцию», - прогнозирует он.
Депутат Верховного Совета Приднестровья Андрей Сафонов не исключает, что наличие у правых и унионистов «уличных бойцов» (и отсутствие их у ПСРМ) может сыграть решающую роль и в чисто политических раскладах. «В критические моменты всё решает сила», - подчеркнул он, вспомнив события апреля 2009 года в Кишиневе. По словам парламентария, «все [в Молдове] сегодня смотрят и ждут, когда социалисты совершат первую крупную ошибку». «Если ДПМ, ACUM и партия «Шор» найдут общий язык, то их парламентское голосование станет смертельным для миноритарного правительства», - констатировал Сафонов.
«НА ЛИЧНОМ КОНТРОЛЕ У ДОДОНА»
Что касается дальнейшего урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем, то здесь в ближайший год, по мнению большинства участников дискуссионного клуба, не произойдет каких-то резких подвижек. Александр Кориненко, впрочем, призвал Тирасполь «не расслабляться». «Для меня главный показатель – это то, где находится Василий Шова. А он сегодня - рядом с президентом [после отставки правительства Майи Санду Василий Шова стал советником Игоря Додона по политическим вопросам и реинтеграции]. И это значит, что центр принятия решений по Приднестровью будет находиться в президентуре, на личном контроле у Додона», - обратил внимание политолог.
Александр Гущин не ждет прорывов ни во внешней политике РМ в целом, ни в урегулировании. «Будет вялотекущий переговорный процесс, тем более что в самой Молдове ближайшее время будет довольно турбулентным», - уверен он.
Экс-министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак, в свою очередь, считает, что у Додона и его «технократического» правительства «есть хороший шанс достичь чего-то реального в диалоге с Тирасполем – хотя бы по социально-экономической тематике».
«Хотя опыт показывает, что, как правило, в Кишиневе многое напоминает сцену из фильма «Корона Российской империи», когда два непримиримых претендента на российский престол в конце концов приходят к заключению, что в борьбе с большевиками у них разговор короткий и в этом плане они едины. Иногда создается впечатление, что вне зависимости от внутриполитических разногласий представители Кишинева подходят к разговору с Тирасполем с одних позиций», - заметил в то же время Ястребчак.