top of page
ЛУЧШЕ ВСЕГО МИГРАНТЫ ИЗ ПМР ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ В РОССИИ, ХУЖЕ ВСЕГО - В ИТАЛИИ. СОЦИОЛОГИ ПРЕДСТАВИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИДНЕСТРОВСКОЙ ДИАСПОРЕ ЗА РУБЕЖОМ

В Тирасполе сегодня состоялась презентация, а также обсуждение научного отчета «Приднестровская диаспора за рубежом: маршруты, состояние и потенциал для развития Приднестровья». В рамках этого проекта, который осуществлялся при поддержке Международной организации по миграции (МОМ) и Европейского Союза, был составлен расширенный миграционный профиль ПМР. Презентацию провела научный сотрудник НИЛ «Социология» Приднестровского госуниверситета Алла Оставная.

 

Глава молдавской миссии МОМ Антонио Полоза, обратившись к собравшимся, отметил, что миграция по всему миру охватила более 200 миллионов человек, то есть это каждый тридцатый житель планеты.  Ни одна страна, считает он, сегодня не в состоянии в одиночку справиться с миграционными тенденциями и кризисами.

 

По словам Антонио Полоза, научно-исследовательское сообщество играет важнейшую роль в превращении миграции в институт развития. «Сегодняшнее исследование предоставляет уникальные данные о социально-экономическом статусе мигрантов, степени их интеграции за рубежом, взаимоотношениях с сообществами на родине, их намерениях и планах», - подчеркнул представитель МОМ.

 

Как рассказала Алла Оставная, исследование продолжалось в течение трех лет. Было опрошено 320 человек, проведены не только количественные, но и качественные исследования - 6 фокус-групп, 15 индивидуальных и 33 экспертных интервью.

 

Полученные результаты свидетельствуют: за последние три десятилетия в ПМР появилось несколько типов миграции - экономическая, учебная, этническая, миграция в целях воссоединения семьи, политическая миграция (беженцы). «Основные миграционные маршруты приднестровцев пролегают в следующие страны: Россию, Украину, Германию, Израиль, Италию, США и Канаду», - отметила Алла Оставная. На Россию при этом приходится 85-95% миграционного потока из ПМР.

 

Положение приднестровских мигрантов в РФ благоприятнее, чем в других государствах. По словам Аллы Оставной, они в основном обладают российским гражданством, чаще работают по специальности и в соответствии со своей квалификацией, неплохо интегрированы в местное сообщество, где мнение о них – положительное. Тем не менее каждый третий хотел бы вернуться в Приднестровье.

 

Наиболее сложное положение у приднестровцев в Италии. Они трудятся там преимущественно в сфере домашнего хозяйства, и возвращения на родину желает каждый второй.

 

С экономической миграцией тесно  связан приток в ПМР денежных переводов. За 10 месяцев нынешнего года они составили почти 65 миллионов долларов, при этом порядка 70% всех переводов (и это стабильная цифра) приходит из России.

 

Как подчеркнула Алла Оставная, денежные переводы положительно сказываются на качестве жизни семей мигрантов, а также имеют большой потенциал для инвестиций.

 

Директор Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников в ходе обсуждения отчета отметил, что на миграцию влияют и информационно-психологические факторы, связанные с непризнанным статусом Приднестровья и внешним давлением соседних стран на него.

 

«Тем не менее наш человеческий капитал – главная ценность ПМР, и надо думать, что все-таки делать в государстве, чтобы люди хотели здесь оставаться. А за исследование – спасибо, мы будем его внимательно изучать и использовать в дальнейшей работе», - сказал руководитель ИСПИРР.

 

Заместитель директора Института Андрей Моспанов спросил, какая именно аудитория была охвачена качественными исследованиями. Также он поинтересовался, какой процент мигрантов, по оценкам социологов, хотел бы инвестировать в приднестровскую экономику.

 

По словам Аллы Оставной, для работы в фокус-группах были привлечены обычные мигранты-выходцы из ПМР, а для экспертных интервью рассматривались три категории респондентов  – представители органов государственной власти, лидеры инициативных групп диаспоры, а также бизнесмены, сумевшие основать свое дело на территории страны миграции.

 

Что касается второго вопроса, то есть определенная часть мигрантов, которые желали бы инвестировать и создать бизнес на родине, но многих сдерживает неопределенность статуса ПМР, внутренние экономические сложности и низкая платежеспособность местного населения. «Однако потенциал здесь существует, и с ним нужно работать», - подчеркнула Алла Оставная.           

bottom of page