top of page
«ПРИДНЕСТРОВЬЕ – НЕ ЗАГРОБНЫЙ МИР». ЖУРНАЛИСТЫ ПОГОВОРИЛИ О ТОМ, ЧТО ОНИ МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ НА ДНЕСТРЕ

Приднестровским и молдавским журналистам не помешал бы совместный интернет-проект, но сначала им нужно прийти к большему взаимопониманию и наладить каналы коммуникации. Сегодня ни того, ни другого, в общем-то, пока нет.

 

К такому выводу пришли участники круглого стола «Роль СМИ в урегулировании молдо-приднестровского конфликта: основные тренды, проблемы, перспективы». Форум, организованный Институтом социально-политических исследований и регионального развития и прошедший в четверг в Бендерах, собрал приднестровских и молдавских журналистов.

 

Открыл дискуссию доклад заместителя директора ИСПИРР Андрея Моспанова. В нем было отмечено, что медиа сами по себе, независимо от политиков, способны сыграть серьезную роль в молдо-приднестровском урегулировании.

 

Андрей Моспанов, среди прочего, обратил внимание на те проблемы, которые существуют между журналистами двух берегов. Это отсутствие системных контактов и площадок для сотрудничества, политические предубеждения. По словам заместителя директора ИСПИРР, в молдавских СМИ нередки случаи недружественной, грубой пропаганды по отношению к Приднестровью.

 

После этого слово взял кишиневский журналист Семен Никулин. Он отметил, что в РМ, действительно, есть «два вида публикаций о Приднестровье: это публикации, где констатируется, что произошло то или иное событие, и тексты чисто пропагандистского характера, в которых говорится, как в ПМР все плохо, и даже если не очень плохо, то все-таки все равно плохо».

 

Семен Никулин акцентировал внимание еще на одной проблеме: среднестатистический гражданин Молдовы очень мало знает и мало интересуется молдо-приднестровским урегулированием, равно как и состоянием дел в Приднестровье. «Если, идя по Кишиневу, остановить любого человека и спросить его о том, что происходит в Тирасполе (а такие эксперименты проводились не раз), он может либо ничего не ответить, либо вспомнить, что да, там что-то такое, что официальные власти Молдовы не контролируют. Или если это человек достаточно молодой, студент, он скажет, что в Приднестровье засели какие-то плохие люди, но что именно они делают плохого, вряд ли пояснит», - рассказал молдавский журналист.

 

Одна из причин такого положения, как он считает, - в том, что в Молдове на государственном уровне нет всеобъемлющего плана действий по приднестровскому вопросу. «А если такой план и существует, до рядовых граждан он не доводится. Поэтому у них, соответственно, и нет интереса к тому, что происходит», - констатировал Никулин.       

 

Приднестровская тематика, по его словам, совершенно не является «топовой» в правобережных медиа, а большинство тех, кто в Молдове пишет о ПМР, достаточно редко бывают на левом берегу, «если вообще бывают».

 

Директор ИСПИРР Игорь Шорников, в свою очередь, обратил внимание на социологические данные: порядка 70% опрошенных жителей Молдовы не считают, что Приднестровье должно обладать каким-то специальным статусом в составе РМ. «То есть общественные настроения в Молдове таковы, что работающие там журналисты и рассматривать по-другому приднестровскую тему не могут», - заметил руководитель Института.

 

По его мнению, сегодняшнее отношение к ПМР в молдавских СМИ можно описать так – «либо ничего, либо ничего хорошего». «Если не представлять населению РМ информацию о Приднестровье как о некоем загробном мире, то, может, и люди иначе на нас будут смотреть», - предположил Шорников.

 

Депутат Верховного Совета ПМР Андрей Сафонов отметил, что на региональных медиа сказалась политизация общества после событий 2014 года в Украине, а также дальнейшее внешнеполитическое размежевание между Молдовой и Приднестровьем. «Кишинев официально уже путем соглашения об ассоциации с ЕС задекларировал проевропейский вектор, а Тирасполь также официально подтвердил евразийский интеграционный вектор. Какого-то компромиссного варианта никто не изобрел, и в этих условиях и журналистам всегда непросто сохранять тот  подход, который был до такого серьезного размежевания», - сказал парламентарий в ходе круглого стола.

 

Он добавил, что на работе молдавских медиа отразится и ужесточение позиции властей РМ по отношению к российским СМИ. «Надо констатировать с удовлетворением, что в Приднестровье доминирует более взвешенный подход: нет запрета ни западных, ни украинских, ни молдавских телеканалов, и, кстати, не было этого даже во время войны 1992 года», - подчеркнул Андрей Сафонов.

bottom of page