top of page
DSC_0214.jpg
ПРОСТАЯ ФОРМУЛА. ЭКСПЕРТЫ ОБСУЖДАЛИ, КАК И КУДА ДОЛЖНА ИДТИ РОССИЙСКАЯ ПОМОЩЬ  

В том, что касается содействия международному развитию, России сегодня целесообразно и дальше смещать акцент на двусторонние форматы сотрудничества. Если же говорить конкретно о Приднестровье, то различные программы, реализуемые Москвой, здесь нужно ориентировать не только на старшее, но и уже в большей степени на молодое поколение.  

К таким выводам пришли участники круглого стола «Региональные аспекты российских программ содействия международному развитию», состоявшегося в Тирасполе на этой неделе. Мероприятие было организовано Институтом социально-политических исследований и регионального развития совместно с Российским центром науки и культуры в Кишиневе. 

Как отметил в ходе круглого стола представитель Россотрудничества Николай Журавлев, Россия сегодня меняет подходы к программам содействия международному развитию (СМР) и официальной помощи развитию (ОПР). «Долгое время эти проекты были многосторонними по линии ООН, разного рода продовольственных программ и программ, касающихся здравоохранения. Но сегодня и в российском экспертном сообществе, и на уровне тех людей, которые принимают решения, есть понимание, что больше программ должно реализовываться на двусторонней основе», - сказал Журавлев. По его словам, «российская помощь по линии СМР и ОПР должна стать более ощутимой и понятной реципиентам, обществу и сообществу на местах». 

1. 

На круглом столе были сделаны три доклада-презентации. Молдавский экономист, доктор экономики Михаил Пойсик обратил внимание на деградацию экономики Молдовы за годы независимости. РМ превратилась в страну, экспортирующую сельскохозяйственное сырье, а не использующую его для развития того же животноводства. Большая часть молдавской промышленности работает на давальческом сырье, и это тоже серьезных перспектив экономического роста не сулит. 

«Наша страна стала государством, выталкивающим своих граждан за рубеж. Дефицит торгового баланса у нас покрывается за счет поступлений гастарбайтеров и внешних заимствований», - обрисовал ситуацию Пойсик, заметив, что все это прямым образом влияет и на социально-демографические показатели. При этом он добавил, что Приднестровье имеет очень похожие проблемы. «У нас [в РМ и ПМР – прим. ред.] одинаковые болезни», - подчеркнул экономист. 

По его мнению, только с помощью России Молдова сможет производить продукцию с высокой добавленной стоимостью и наукоемкую продукцию, а значит, обеспечить рост экономики.

Директор ИСПИРР Игорь Шорников, в свою очередь, проанализировал направления той помощи, которую Россия оказывает Приднестровью. Это надбавки приднестровским пенсионерам (с 2008 года Россия потратила на это в совокупности около 200 миллионов долларов), поддержка сферы АПК (18 миллионов долларов в 2008 и 2011 годах). Здесь же нужно упомянуть расширение числа получателей российских пенсий в ПМР за последние 3-4 года, российский природный газ по льготным ценам для местных предприятий, деятельность АНО «Евразийская интеграция», помощь учебной литературой для школ, прямую помощь приднестровскому бюджету во время блокады 2006 года (11 миллионов долларов в месяц). Никак нельзя не учитывать роль России как единственного, по сути, донора безопасности в регионе. 

На примере Украины Игорь Шорников обратил внимание на то, что приоритеты США и ЕС в программах СМР на постсоветском пространстве традиционно отличаются от российских. Запад много вкладывал в развитие гражданского общества, в создание контролируемой политической и финансовой системы, в формирование различных институтов, все крепче связывающих ту же Украину с евроатлантическим вектором.

2. 

Отдельный интерес вызвал доклад доцента кафедры мировой экономики Российского университета дружбы народов Дениса Дегтерева, с которым была организована скайп-конференция. По его словам, Россия ежегодно оказывает официальную помощь развитию на сумму около 1 миллиарда долларов. Это часть всей международной помощи, идущей от РФ. «На такой уровень мы вышли с 2008-2009 годов, и он сохраняется», - сказал российский эксперт, добавив, что далеко не вся помощь, например, странам Евразийского экономического союза учитывается как официальная.

При этом он отметил, что давно назрел вопрос об эффективности российской помощи, в том числе и с точки зрения продвижения интересов РФ. США, например, отслеживают эффективность своей помощи очень серьезно, на нескольких уровнях. 

Денис Дегтерев напомнил, что у СССР тоже был огромный опыт содействия развитию. В советской модели акцент в помощи делался, в частности, на строительстве объектов инфраструктуры. «Западная модель здесь является более изощренной: упор в ней идет на развитие человеческого капитала. Западные страны плавно подводят к тому, чтобы из стран-реципиентов самые умные и толковые кадры все-таки переезжали в страны-доноры. Развитие промышленности и технологий в странах-реципиентах, конечно, никому не нужно», - отметил представитель РУДН.  

Депутат Верховного Совета ПМР Андрей Сафонов задал вопрос: нельзя ли в РФ ускорить процесс перехода именно к двусторонним схемам помощи? По мнению Дегтерева, техническая сложность здесь в том, что исполнение двусторонних проектов труднее контролировать. «Хотя вопрос абсолютно закономерен. У большинства ведущих стран мира две трети выделяемых средств приходится на двустороннюю помощь, а у США и Китая это 90-95%. России нужно агентство по двусторонней помощи, без этого никуда», - признал российский эксперт.

 

3. 

Во время дискуссии были высказаны конкретные предложения и Россотрудничеству, и другим российским операторам, занимающимся программами международного сотрудничества в Молдове и Приднестровье. Отмечалось, например, что Россия не всегда умеет максимально презентовать ту помощь, которую она предоставляет. Можно говорить, что в этой сфере у РФ нет достаточной маркетинговой стратегии. Евросоюз и США здесь заметно впереди. 

Одно из предложений – проводить конкурсы лучших молодых профессионалов на российских предприятиях в ПМР и РМ. Кроме того, прозвучала и идея о связке между Славянским университетом в Кишиневе и Приднестровским госуниверситетом в Тирасполе. 

Депутат Верховного Совета ПМР, глава комитета по экономической политике Олег Василатий обратил внимание на то, что в Приднестровье российские программы взаимодействия ориентированы главным образом на старшее поколение. При этом они реализуются только через государственные, официальные российские структуры.

По мнению парламентария, акцент нужно смещать на молодых людей, иначе лет через десять они попросту будут вовлечены в орбиту иных цивилизационных ценностей. «Если бы то, что делает РФ, было бы направлено на привлечение молодежи, то очень быстро изменился бы и маркетинговый подход», - считает Василатий.

Депутат Андрей Сафонов убежден, что «всякая реальная помощь развитию должна исходить из простой формулы: награждай друзей и карай врагов». По его словам, вопросы такой помощи надо решать путем прямого взаимодействия Приднестровья и России на политическом уровне.  
 

IMG_8037.JPG
DSC_0182.JPG
DSC_0174.JPG
DSC_0200.JPG
DSC_0231.jpg
IMG_8041.jpg
bottom of page