«ПРОСТО ЖИЗНЬ ТАКАЯ». ГЛАВА ПРИДНЕСТРОВСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА – О ТОМ, КУДА ИДЕТ ЭКОНОМИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА И ЧТО СЪЕДАЕТ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Александр Мартынов выступил в эфире программы «Вопрос премьеру» на Первом Приднестровском телеканале.
О ЗАПРЕТАХ
Первый адресованный ему вопрос был о том, как соблюдается в правительстве ограничение на использование служебного транспорта. С сентября чиновники должны добираться на службу и со службы своим ходом.
Запреты никогда не бывают легкими, заметил премьер. По его словам, поначалу не все чиновники это «ровно восприняли», однако им пришлось выйти «из зоны комфорта», и на сегодняшний день все «приспособились это ограничение соблюдать».
«Я тоже пользуюсь личным транспортом. Для меня это не проблема – мне, в принципе, нравится управлять автомобилем», - пояснил Мартынов, добавив, что расходы на правительственный автопарк после введения ограничений снизились втрое.
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ
В 2019 году правительство ждет роста экономики на уровне 1%. Это скромно, признал премьер. Рост был во всех отраслях промышленности, однако на Молдавском металлургическом заводе объемы производства сократились на 20%. «И падение на ММЗ практически обнулило ту положительную тенденцию, которая была в других отраслях», - сообщил Александр Мартынов.
Налоговые доходы госказны тем не менее в 2019 году увеличились более чем на 8%, или почти на 300 миллионов рублей. «Это много, это огромная сумма для бюджета Приднестровья», - заявил глава правительства.
О ЗАРПЛАТАХ И ИНФЛЯЦИИ
Страна развивается, предприятия работают, налогов отчисляется больше, но граждане роста личных доходов по-прежнему не ощущают, сказала ведущая программы Лидия Салкуцан. И задала тот самый вопрос: почему нельзя направить все дополнительные доходы бюджета на повышение зарплат и пенсий?
Александр Мартынов ответил, что в Приднестровье очень большой износ коммунальной и социальной инфраструктуры, и эту проблему тоже надо решать.
При этом, по его словам, в 2019 году рост зарплат произошел: в реальном секторе экономики – на 3-17%, в бюджетной сфере – на 7%. Там, где реализовывались пилотные проекты административной реформы, зарплаты вообще увеличились на 20-60%.
Но доходы населения съедает инфляция. «Министерством экономического развития называется цифра [показатель инфляции] в 6%, и эта цифра сегодня, откровенно говоря, многих раздражает. Люди не понимают, что это за рост цен на 6%, когда на самом деле по карману это ударило гораздо больнее», - констатировал премьер.
По его словам, 6% - это «усредненный показатель». «Если же посмотреть глубже, то мы увидим, что на продовольственные товары цены выросли на 12-15%, а по отдельным категориям этот рост был еще большим. И если бюджет семьи тратится преимущественно на продукты питания, то, конечно, обесценение реальных доходов в этой конкретной семье произошло на более высоком уровне. Потому те наши граждане, у которых повышение зарплат не было таким существенным, и не почувствовали реального прироста, то есть продуктов на столе и в холодильнике [у них] не стало больше», - объяснил Мартынов.
Также он добавил, что «инфляцию в Приднестровье мы привозим вместе с импортируемыми товарами». Выход – продолжать развивать местное сельское хозяйство, чтобы импорта стало меньше.
По словам премьера, «решение об увеличении зарплат всем бюджетникам стоит около 300 миллионов рублей». Правительство вернется к этому после первого квартала 2020 года, если станет понятно, что «экономика будет работать ритмично».
О КАДРАХ
Критическая ситуация с кадрами в Приднестровье складывается сегодня на предприятиях ЖКХ, а также в здравоохранении. И там, и там будут повышать зарплаты (медикам, как сказал Мартынов, - на 30-50% с 1 июля 2020 года, если опять же не будет «внешних потрясений» для местной экономики).
«Зарплаты в здравоохранении очень низкие – в сопоставлении и с другими странами, и вообще с тем, сколько стоит жизнь в Приднестровье. Специалисты-медики плохо мотивированы, находятся в плохом психологическом состоянии. И конфликты [между пациентом и врачом] получаются не от того, что это плохие, невоспитанные люди. Просто жизнь такая – низкий уровень доходов, никакие условия труда и, конечно, настроение соответствующее», - признал премьер.
При этом он заметил, что отток кадров и низкая мотивация идти в профессию есть и в сфере образования. В ПМР сегодня 50 миллионов рублей уходит на финансирование малокомплектных школ, в основном в селах. Если провести их оптимизацию и перенаправить деньги на зарплаты учителям, то эти зарплаты, по словам Александра Мартынова, можно было бы сразу повысить на 20%.
ОБ ИНВЕСТОРАХ
Новый закон об инвестициях, принятый в Приднестровье в прошлом году, получил хорошие отзывы инвесторов и экспертов, к нему есть интерес, однако он пока не работает так, как надо. «Говорить о большом количестве заключенных и действующих инвестиционных договоров сегодня не приходится. Это связано прежде всего с непризнанностью ПМР», - сказал председатель правительства.
Для иностранных инвесторов выходом из положения было бы поручительство одного из системообразующих российских банков. При этом условии они могут прийти в ПМР. По словам Мартынова, Приднестровье уже обратилось с ходатайством к вице-премьеру правительства РФ Дмитрию Козаку, чтобы такое поручительство найти.
О ПЕНСИОННОМ ВОЗРАСТЕ И ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ
Премьер отметил, что в Приднестровье сегодня – самый низкий возраст выхода на пенсию на всем постсоветском пространстве. И ежегодно, чтобы удерживать его на нынешнем уровне, государство тратит около 70 миллионов рублей. Это сокращает возможности повышения пенсий.
Что касается экономии, образовавшейся в результате перехода приднестровских пенсионеров – граждан России на российскую пенсию, то она, по словам Мартынова, направляется на уменьшение дефицита пенсионного фонда, который в прежние годы достигал 60% и который приходилось закрывать путем печатания денег.
«Вы знаете, что такое печать денег. Это инфляция и обесценение доходов наших граждан. Потому мы сокращаем дефицит, чтобы деньги не печатать. Не всех этот аргумент, конечно, устроит, но это правда», - заключил глава правительства.