top of page
DigitalTransformation.jpg
РЕАЛЬНОСТЬ И ВИРТУАЛЬНОСТЬ: К ЧЕМУ ВЕДЕТ НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ?

На этой неделе на платформе Zoom прошла международная научно-практическая онлайн-конференция «Стремительная цифровая трансформация: угрозы и возможности». Организовали ее Российский центр науки и культуры в Кишиневе и ИСПИРР. Форум объединил участников из Москвы, Ростова-на-Дону, Тирасполя, Кишинева и Гагаузии.

 

***

 

Выступления зарубежных участников были посвящены тому, как меняется мир, в том числе и в нынешних условиях пандемии COVID-2019. По мнению кандидата философских наук, доцента Сергея Баженова, будущее сегодня представляется скорее пугающим. «Мы видим, что наша жизнь за год-два изменилась так сильно, что мы раньше себе и представить не могли», - отметил он.

 

Эксперт считает, что цифровые перемены ставят много вопросов. Один из них - пока неясно, как в новом обществе будет проходить управление цифровым профилем гражданина и как станут обеспечиваться его социальные и другие права. Также не до конца понятно, как быть с такими явлениями, как контрафактная реальность, цифровое отчуждение, появление цифровых двойников.

Сергей Баженов обратил внимание на то, что такие сервисы, как Facebook, Amazon, Google, Apple, сегодня позволяют быстро собирать, быстро анализировать и быстро продавать данные, и это может создавать различные угрозы для пользователей.  

Советник Московского института электроники и математики НИУ ВШЭ Василий Буров, в свою очередь, подчеркнул, что в нынешних условиях уже практически не остается персональных данных, которые бы до конца принадлежали самому человеку. При этом корпорации имеют меньше ограничений на доступ к данным, чем даже, например, государственные силовые ведомства.

 

Доктор экономики, профессор Молдавской экономической академии Сергей Охрименко констатировал, что развитие цифровых технологий создает много преимуществ и для бизнеса, и для обычных людей, но при этом возникают и новые линии разделения в обществе. В некоторых случаях быстро развивающиеся технологии становятся причиной новых глобальных угроз: например, искусственный интеллект используется для создания боевых роботов.

 

По словам Сергея Охрименко, социальные сети порождают такие явления, как кибербуллинг или призывы к суициду, подобные смертельной «игре» «Синий кит» в 2017 году.

 

Одной из серьезных угроз, как считает молдавский ученый, может стать разрастание теневой цифровой экономики. Кроме того, автоматизация и четвертая промышленная революция будут означать переформатирование рынка труда: работы могут лишиться сотни миллионов людей в сфере производства, разработки и проектирования. Это большой вызов для современных государств.

 

***

 

Заместитель директора ИСПИРР Андрей Моспанов остановился на основных ориентирах Доктрины информационной безопасности Приднестровья на 2020-2026 годы. Документ этот был утвержден указом президента Вадима Красносельского совсем недавно, 26 марта, а разрабатывался, по всей видимости, еще до пандемии COVID-2019.

 

Доктрина выделяет четыре направления, где информационная безопасность является для ПМР приоритетом. Это оборона, государственная и общественная безопасность, экономика, а также защита суверенитета Приднестровья на международной арене. Отдельным вопросом в ближайшие годы стоит подготовка специалистов в сфере информационной безопасности – их в республике с учетом постоянно нарастающих и изменяющихся рисков недостаточно. Свою роль играет и «утечка» специалистов за рубеж, где им предлагают лучшие условия труда.

Как отметил заместитель директора Института, раздел, связанный с описанием угроз, в приднестровской Доктрине шире, чем в аналогичном российском документе, принятом в 2016 году. Это неудивительно, учитывая, что ПМР находится в окружении, в общем-то, пока не очень дружественных по отношению к ней стран. Одной из главных угроз названо использование внешнего информационно-психологического воздействия и распространение недостоверной информации о Приднестровье.

По словам Андрея Моспанова, пандемия COVID-19 активизирует в ПМР внедрение межведомственного электронного документооборота, и здесь вопрос защиты информации будет одним из ключевых. Важным в ближайшие годы будет и направление, связанное с повышением осведомленности населения в том, что касается личной информационной безопасности.

 

***

 

Ведущий конференции, эксперт представительства Россотрудничества в Молдове Николай Журавлев предложил участникам попробовать дать прогноз, каким в свете быстрой цифровизации будет мир через 10 лет. Директор ИСПИРР Игорь Шорников добавил к этому еще один вопрос: куда денутся те массы людей, которые окажутся невостребованными на рынке труда в связи с цифровой трансформацией?

 

Сергей Баженов высказал мнение, что через 10 лет «все мы можем оказаться в другом обществе». «Человеческая личность станет формироваться на иных ценностях. Меня это пугает. Это, наверное, можно как-то сгладить, но нельзя избежать», - отметил он.

 

Василий Буров, однако, не согласился с тем, что предстоящее десятилетие все изменит кардинально. «Большие институциональные структуры не так уж сильно поменяются. Не слишком изменится и человек с точки зрения своих внутренних ценностей. Но обновятся практики жизни», - считает советник МИЭМ НИУ ВШЭ.

 

По его словам, не все так просто будет и с исчезновением рабочих мест. «Общество ведь не в первый раз переживает такую технологическую трансформацию. Процесс перехода не окажется мгновенным, при этом ряд развитых стран его уже частично прошли», - отметил Василий Буров.

 

Он добавил, что робототехнику тоже надо сначала произвести, а затем обслуживать, и в этом будет занято довольно много специалистов.

 

При этом, как уверен российский эксперт, есть отрасли, в которых спрос на людей станет расти. «Это так называемые контактные профессии, например, массажиста, официанта, человека, который ухаживает за пожилыми. В мире, например, были попытки обойтись в кафе без официантов, заменив всё электронными устройствами. Это всё здорово, но люди почему-то в такие кафе после первого «эффекта на новенького» перестали ходить. И всюду в мире они закрылись. Так что спрос на контактность по мере всё большей роботизации остается», - подытожил Василий Буров.

 

Он, впрочем, уточнил, что в краткосрочной перспективе, пока рынок труда не придет в новое равновесие, определенные потрясения на нем будут.

 

Доцент Комратского госуниверситета Алла Папцова обратила внимание на то, что виртуальная реальность сегодня «как никогда близко может оказаться заменой повседневности». «С одной стороны, она дает возможность и молодым людям, и не только молодым реализовать себя в художественном творчестве, в науке, искать информацию, обучаться. Но серьезной проблемой является то, что способы взаимодействия в рамках виртуальной реальности формируются по-другому, чем в социальной среде. И человек, достаточно много времени проводящий в виртуальной реальности, потом не всегда готов освоить такие практики, которые помогают в повседневной жизни выстраивать карьеру, взаимодействовать с другими людьми. Это тоже еще заслуживает большого осмысления», - отметила Алла Папцова.

bottom of page