«НУЖНО СТИМУЛИРОВАТЬ ЛЮДЕЙ, У КОТОРЫХ СЛОЖНАЯ ПРОФЕССИЯ». ПАРЛАМЕНТАРИИ ПРЕДЛАГАЮТ ДАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ СУДЕБНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЯМ
Мирное течение заседаний Верховного Совета ПМР время от времени нарушается спорами о повышении зарплат разным категориям бюджетников, о которых ходатайствует либо исполнительная, либо законодательная власть.
В нынешнюю среду приднестровский парламент принял в первом чтении законопроект о дополнительном материальном стимулировании сотрудников Госслужбы судебных исполнителей (ГССИ). На их низкое жалование - при непростых условиях труда - обратила внимание группа депутатов комитета по законодательству. Галина Антюфеева, Григорий Дьяченко, Виталий Калин и Олег Петрик предложили следующее: для тех сотрудников, которые обеспечивают своевременное и правильное исполнение документов, предусмотреть выплату в размере 3% от взысканной суммы или стоимости имущества, но не более 20 расчетных уровней минимальной заработной платы, а по исполнительным листам неимущественного характера – до 15 РУ МЗП. Выплату будут финансировать из средств исполнительского сбора, составляющего 5% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
Авторы законопроекта считают, что дополнительное вознаграждение нужно ввести с учетом высокой рабочей нагрузки на судебных исполнителей, а также утечки кадров из ГССИ в последние годы.
Виталий Калин напомнил, что такие выплаты уже производились несколько лет назад на временной основе, и эта практика дала положительный эффект. В 2015 году, например, вознаграждение пяти судебным исполнителям составило 5,1 тыс. рублей, в 2016 году 35 судебным исполнителям было выплачено 12,6 тыс. рублей.
«20 РУ МЗП – это 308 рублей, 15 РУ МЗП – 231 рубль», - отметил Калин, объясняя, какие дополнительные выплаты за хорошую работу могут получать судебные исполнители теперь.
Вице-спикер Галина Антюфеева сообщила, что за 2018 год судебные исполнители взыскали в бюджет и внебюджетные фонды республики около 94,5 млн. рублей. «Это серьезное пополнение бюджета. Нужно стимулировать людей, у которых сложная профессия», - считает она.
Министр юстиции Александра Тумба, в свою очередь, также пояснила, что в Госслужбе судебных исполнителей, которая «не находится на пилотном проекте», надо стабилизировать ситуацию с серьезным оттоком кадров. Сейчас там большая нагрузка – около 2 тысяч исполнительных производств на одного сотрудника, «а это ненормально».
«Сегодня назрел момент, когда нужно принимать комплексные меры, направленные на стимулирование деятельности службы судебных исполнителей, на повышение престижа этой государственной службы - для того, чтобы исполнительные производства оканчивались фактическим исполнением, а не формулировкой о невозможности этого», - сказала министр.
Большая часть депутатов поддержала законопроект. Председатель комитета по социальной политике Сергей Чебан рассказал, что не раз на своем округе сталкивался с ситуацией, когда «недобросовестные люди не хотят выплачивать долги». Парламентарий Олег Леонтьев заметил, что, например, «у сотрудников агентства по инвестициям [ГУ «Агентство по инвестициям и развитию» - прим. ред.] зарплата в разы больше, чем у людей, которые ежедневно топчут округа ногами, выбивая долги». «Получается какая-то двойная политика – всем можно, а этим нельзя», - сказал он.
Некоторые депутаты, однако, выступили против. «Давайте всех на хозрасчет переведем», – выкрикнул кто-то из зала при обсуждении инициативы. Парламентарий Андрей Сафонов заявил, что законопроект – «не ко времени». А председатель Верховного Совета Александр Коршунов сравнил его с «ящиком Пандоры».
«Завтра будет очередь министерств, которым необходимо стимулировать своих работников. И это будет не одно, не два и не три ведомства. У всех сложная работа, все осуществляют государственные функции за бюджетные зарплаты. Как нам сообщили, на одного судебного исполнителя приходится две тысячи исполнительных листов. Предположим, что они исполнены на 50%, то есть это тысяча листов. По 300 рублей за каждый лист – вот и получим дополнительный годовой доход одного работника. Я даже не этот аргумент беру в расчет. Нельзя открывать коммерциализацию госуправления, особенно в силовых ведомствах. Завтра тогда уже нужно будет стимулировать человека, который следит за камерами системы «Безопасный город»: он же может случайно пропустить нарушение – давайте его стимулировать, чем больше выявит, тем больше получит. Потом будет отдел по борьбе с экономическими преступлениями и так далее. Нельзя открывать ящик Пандоры», - сказал спикер и призвал законопроект отклонить.
Депутат Андрей Сипченко на это ответил, что «ящик Пандоры уже открыт».
«Вы телевидению, которое вас хвалит, подняли зарплату, вы (и мы вместе с вами) сделали так, что в рамках пилотных проектов чиновники в министерствах получают зарплату по 10 – 12 тысяч рублей, а при этом есть люди, зарплата которых – 3 тысячи», - заявил парламентарий.
Он убежден, что хороших сотрудников ГССИ «в виде исключения» надо материально поддержать. По мнению Сипченко, судебных исполнителей, которые «ходят, как калеки, за копейки», нельзя сравнивать с сотрудниками прокуратуры или ГАИ, являющимися «хозяевами ситуации».
В итоге законопроект получил 24 голоса «за».
Напомним, в апреле нынешнего года Верховный Совет принял законодательные изменения, направленные на увеличение окладов творческих работников государственных аудиовизуальных СМИ. А годом ранее жалование заметно повысили другой группе государственных служащих – судьям.
Прокурор ПМР Анатолий Гурецкий по этому поводу заявлял, что поскольку заработная плата бюджетников уже фактически не регулируется одним законом, единым для всех, логичным было бы выдвинуть предложение о повышении зарплаты и другим работникам, в частности, прокурорским.