top of page
chicu.jpg
ЭКСПЕРТ: ТОЧКА ПЕРЕЛОМА ДЛЯ НОВОГО МОЛДАВСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА НАСТУПИТ ЛЕТОМ 2020 ГОДА

Заместитель директора Института социально-политических исследований и регионального развития Андрей Моспанов в интервью «НП-информ» размышляет о перспективах кабинета Иона Кику и о том, к чему приведут изменения в расстановке политических сил в РМ.

 

- Предсказуема ли, на Ваш взгляд, была отставка правительства РМ, и кто из коалиции несёт ответственность за нынешний политический кризис?

 

- Да, отставка молдавского правительства в любом случае была предсказуема. Мы ожидали ее весной - летом 2020 года, но все случилось на полгода раньше. Сложно говорить об ответственности кого-то из участников коалиции – ПСРМ или АКУМ - за ее распад. Каждый из них все равно преследовал собственные цели, держал, что называется, «камень за пазухой», и в таких условиях ситуация однозначно должна была взорваться.

 

Нарастание противоречий между участниками коалиции мы констатировали еще в июле-августе.

 

- Каким Вы видите дальнейшее развитие событий? Выгодны ли кому-то досрочные выборы в Молдове?

 

- Глядя на ту решимость, с которой Партия социалистов двигалась к вотуму недоверия правительству Майи Санду, можно было предположить, что у ПСРМ уже есть «домашние заготовки». Так оно и оказалось: совершенно в рекордные сроки было выдвинуто правительство Иона Кику, назначены министры и получен вотум доверия в парламенте. Не исключено, что социалисты еще с начала осени вели кулуарные переговоры с Демократической партией, а может, эти контакты по-настоящему никогда и не прекращались. Даже тогда, когда демократы кричали «Додон – трэдэтор!» и бросали индюков через забор президентуры.

 

Если говорить о досрочных парламентских выборах, то в них сейчас, наверное, не было бы особой выгоды ни для кого, так как расстановка сил качественно не изменилась бы. ПСРМ не получила бы большинства.

 

В досрочных выборах точно не были заинтересованы демократы – им еще нужно время для того, чтобы совершить имиджевый маневр и вернуть уверенность в своих силах. Есть все шансы, что у ДПМ это получится.

 

Фальстартом выборы стали бы сейчас и для блока АКУМ – ему предстоит работа над ошибками и, возможно, переформатирование, выдвижение новых фигур. Правым нужно укреплять и свои структуры на местах.

 

Мы считаем, что правительство Кику может проработать до лета 2020 года, а потом перед президентской кампанией для него наступит точка перелома.

 

Значение выборов президента РМ, если они останутся всенародными, после последних событий только возрастает.     

 

- Какие международные игроки были заинтересованы в распаде нынешней коалиции, притом, что ещё недавно казалось, что союз ПСРМ и АКУМ стал своего рода компромиссом России и ЕС?

 

- Евросоюз, как кажется, как раз исходил из того, что коалиция и правительство Майи Санду должны сохраниться – на этом была завязана европейская макрофинансовая помощь Молдове.

 

Непросто пока понять, как относится ко всему случившемуся Россия. Формально РФ как бы в выигрыше, однако вместе с миноритарным правительством социалистов он получила и проблемы, которые этим самым социалистам надо помогать решать, чтобы они могли удержаться.

 

И наконец, вся история последних дней может быть долгосрочной игрой со стороны США. Не хочется глубоко уходить в конспирологию, но американский план в этом случае может выглядеть примерно так. На первом этапе ПСРМ допускается к почти единоличному правлению (правда, под чутким контролем ДПМ), неизбежно вязнет в социально-экономической повестке, лишается европейской помощи, отказывается от ряда важных пунктов своей политической программы, подвергается критике со стороны оппозиции. Эта критика, разумеется, будет только нарастать. На втором этапе, примерно в середине 2020 года, правительство Иона Кику отправляется в отставку силами АКУМ и ДПМ и наступает внутриполитический кризис. Здесь, на третьем этапе, ДПМ поддерживает кандидата в президенты от правых, а после выборов создает парламентскую коалицию с АКУМ и получает пост премьер-министра.        

- Как поведёт себя Майя Санду? Выведет народ на баррикады или будет отсиживаться в оппозиции, ожидая, пока соперник совершит ошибку?

- Позиции Майи Санду, несмотря на все «детские» промахи ее уже бывшего правительства, совсем не выглядят безнадежными. Конечно, она будет использовать все неудачи социалистов, критиковать кадровые решения. Какие-то уличные протесты, думается, мы тоже увидим. У Майи Санду будет серьезная моральная инициатива. Ее задача – качественно и грамотно отработать год в оппозиции и не растерять свой политический багаж.

- Как нынешний кризис скажется на переговорном процессе?

- Здесь мы не ждем чего-то революционного. Президенту Молдовы Игорю Додону сейчас будет не до этого. У него другая сверхцель – переизбраться на второй срок.

Социалистам предстоит напряженная внутриполитическая борьба, и как-то глобально будировать вопрос Приднестровья – значит, только дополнительно навлечь на себя «громы и молнии» со стороны правых.

Скорее всего, мы увидим рутинную работу вице-премьера по реинтеграции Александра Фленкя, а также, как всегда, тактические уколы сторон. Одним из первых тестов для Игоря Додона и нового правительства РМ станет решение проблемы со счетами приднестровских предприятий в молдавских банках.

Во время президентской кампании 2020 года, если Игорь Додон будет идти «ноздря в ноздрю» с правым кандидатом, голоса избирателей из Приднестровья потенциально могут повлиять на исход выборов. Но это уже, как говорится, тема для другого разговора.

bottom of page